Хорошая журналистика о хороших делах — британский журнал Positive News

Итак, снова о краудфандинге, снова о «Жалбырак ТВ» (кто еще не в курсе, подробности тут и тут). Январь – месяц непростой, вот и я со всякими каникулами, заботами и гриппами пропустил свое ежемесячное перечисление, зато в феврале задонатил сразу одну тысячу сомов на «Элсомовский» кошелек «Жалбырака» — 0554007849. Кстати, для удобства скачал себе мобильное приложение и зарегился на сайте сервиса — все просто и легко. В краудфандинговой помощи это и есть главное – не обязательно дарить одну и ту же сумму, не обязательно перечислять день в день, но некое постоянство и системность должны быть.

Ну и по традиции, один благотворительный взнос – одна история о краудфандинге. На этот раз расскажу вам о британском издании Positive News. Оно начало свою кампанию по сбору помощи в 2016 году, и благодаря финансовым вливаниям своих читателей издание трансформировалась из газеты в журнал, и продается теперь по всей Великобритании в 150 точках торговой сети по распространению печатной продукции WHSmith – крупнейшего ритейлера, владеющего книжно-журнальными киосками.

84-старничное издание классифицируется как представитель направления «constructive journalism» или «solutions-focused journalism», то есть журналистики, основанной не только на информировании о проблемах, но и ориентированной на поиск решений этих различных общественно-социальных проблем. Деньги читателей ушли не только на развитие принт-версии журнала – у него, кстати четыре с половиной тысяч подписчиков, но и на развитие сайта, который показал рост аудитории до 122 тысяч читателей.

Снимок экрана (445)

А теперь самое главное – все 1542 человека из 33 стран мира, которые поддержали и продолжают поддерживать Positive News своими вкладами, являются одновременно и владельцами журнала! Уж не знаю, как это оформляется юридически – желающие могут покопаться на сайте, и кстати я со своим скромным английским буду благодарен, если кто-то поправит меня, вдруг я неправильно понял какую-то информацию – но лично я понял это «совладение» главным образом как эмоциональное поощрение и человеческую признательность своим благотворителям.

Они журналу – помощь (которую можно оказывать даже в размере 1 фунта стерлингов), журнал им – качественную журналистику, или как написано на сайте — «Good journalism about good things». Это больше похоже на популярную сейчас среди СМИ клубную модель подписки, которая обнаруживает в себе гораздо больше преимуществ, чем использование сайтами спорных «пейволов» — то есть платного доступа вообще ко всему или выборочному контенту информационных ресурсов, который у нас частично применяет АКИпресс в отношении своих архивов или премиум-материалов.

Снимок экрана (446)

Подкреплю это утверждение недавним исследованием Чикагского университета: если у человека есть лишних 10 долларов, он скорей всего просто подарит их какому-нибудь изданию, чем на них же оформит там платную подписку. То есть краудфандинговая помощь в массовом общественном сознании начинает превалировать над чисто коммерческими отношениями с масс-медиа по принципу «ты мне, я тебе», а на первый план выходят доверительное отношение к СМИ и осознание людьми своего гражданского долга по поддержке свободной прессы.

Вот и я, к примеру, решив постоянно помогать «Жалбырак ТВ» в меру своих возможностей, вместе с тем не скажу, что каждый день слежу за их выпусками. Но уверен, что правильно поступаю. Потому что кроме содержания и качества «жалбыраковских» сюжетов, для меня большое значение имеет и отношение к этому интернет-телеканалу среди зрительской аудитории, а оно пока преимущественно положительное. И вот еще о чем я подумал, глянув сегодня на их Ютуб-аккаунт. Ребята, там больше 108 тысяч подписчиков!

Снимок экрана (448)

Допустим, если бы редакция смогла найти способ достучаться до своих подписчиков, допустим, если бы каждый из них ежемесячно перечислял бы коллективу «Жалбырака» по 50 сомов – согласитесь, это вовсе не обременительная сумма для тех, у кого есть возможность смотреть телеканал в онлайне – то у редакции месячный бюджет составлял бы 78 тысяч долларов! Это примерно в пять раз больше того, что СМИ средней успешности (не учитывая общенациональные телеканалы вроде КТРК и НТС, или лидирующие онлайн-издания как 24.kg и АКИпресс) зарабатывает за все время платной агитации на президентских выборах.

Такие деньги позволили бы независимым редакциям арендовывать престижные офисные помещения, иметь собственный автопарк для корреспондентской службы, платить журналистам достойные зарплаты и гонорары, закупать самую современную технику, оборудовать роскошные студии, пользоваться услугами лучших адвокатских и охранных фирм – и все вкупе дало бы нам, потребителям информации, качественную журналистику, а самим СМИ – уверенность в завтрашнем дне и чувство профессиональной и творческой свободы. Эх, фантазии, фантазии…

Но ничего! Все возможно при старании. Поэтому просьба ко всем моим читателям – в помощи нуждается (хотя и не просит ее – вот еще одна из привычек наших нормальных СМИ: стыдиться просить) не только «Жалбырак». Идет большая краудфандинговая кампания «Выкупаем свободу слова!» по сбору средств для Kaktus.media, чтобы освободить его от разорительных исков со стороны экс-президента, все время что-то новое и требующее инвестиций придумывает симпатичный неугомонный «Клооп», вашего участия ждут еще многие кыргызстанские газеты и сайты. Помогая им, мы будем помогать и себе.

 

 

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>