Crowdfunding.kg — новый ресурс для народной помощи независимым СМИ

В Кыргызстане скоро заработает новый интернет-ресурс Crowdfunding.kg — это будет специализированный сайт по сбору добровольных пожертвований в пользу независимых медиа. 

Благотворителями могут выступать отдельные граждане, общественные организации, бизнес-компании, международные институты. Словом, все те, кто верят в миссию свободной прессы и чьи правила, принципы и убеждения делают возможным оказание финансовой и другой материальной поддержки в целях развития качественной и социально ответственной журналистики.

Регламент краудфандинговой площадки пока еще в стадии создания, но основные критерии нашей деятельности уже ясны:

- это категорическая волонтерская основа работы сайта, исключающая личную финансовую заинтересованность авторов и сотрудников проекта;

- абсолютная прозрачность процесса сбора средств;

- конкретная адресность помощи;

- максимально возможный последующий аудит сумм, передаваемых редакциям, творческим медиа-группам, фрилансерам и стартаперам, работающим в сфере традиционных СМИ и сетевой журналистики;

- регулярная публичная отчетность о всех действиях в рамках проекта, которые будут контролироваться специальным наблюдательным органом, сформированным из компетентных и авторитетных лиц.

Все бенефициары ресурса также будут должны соответствовать определенным требованиям:

- их юридическая легальность или четко выраженный общественный интерес в их деятельности, если речь идет о неорганизованных блогерах и гражданских журналистах;

- соблюдение ими законодательства страны, международных принципов журналистики и Этического кодекса журналистов Кыргызстана;

- у них должен быть видимый вклад в информационную, социально-экономическую, общественно-политическую, образовательную и развлекательную журналистику или убедительные концепт-планы их медиа-стартапов; 

- они должны информировать своих благотворителей о том, каким образом расходуют полученную помощь.

Но вместе с тем очень важно не превращать эти требования в искусственные барьеры, как и слишком бюрократизировать деятельность проекта. У благотворительной деятельности есть своя культура, своя этика взаимоотношений, свои рамки. Для многих людей оказание финансовой помощи — это жест солидарности и моральной поддержки, не требующий от благополучателей последующей отчетности. Но есть и благотворители, которым важно знать, на что пошли их деньги. Все это нужно стараться учитывать и сочетать в работе.

Помимо сбора средств, или скорее наоборот — в первую очередь, Crowdfunding.kg будет заниматься популяризацией самой идеи и практики благотворительности, освещать лучший мировой опыт по фандрайзингу — для этого волонтеры проекта будут писать для сайта свои и публиковать/переводить статьи других авторов.

Теперь коротко об идеологии проекта: мир изменился, а вместе с ним изменились и СМИ, как изменились и условия их работы. Эти изменения не обязательно плохие, просто проблема в том, что журналисты не всегда к ним готовы. Одна из таких глобальных трансформаций — крах старой бизнес-модели журналистики. Традиционные СМИ теряют тиражи и зрительскую аудиторию, а все вместе это приводит к резкому сокращению собственных заработков и рекламных доходов.

Я сейчас не буду подробно останавливаться на экономике масс-медиа, об этом мы будем часто писать и анализировать в последующем, просто примите пока это как факт. Самое важное, что любой негативный фактор для мировых СМИ для наших местных изданий нужно умножать на 10, и даже тогда вы вряд ли представите полностью ту плачевную реальность, в которой приходится работать нашим журналистам.

А такое бедственное положение, в свою очередь, становится причиной многих недостатков в работе прессы, того, из-за чего ее стали называть желтой, продажной, скандальной, безответственной и лживой. Обесценивание идеалов журналистики, профессиональная деградация, сервильность и аффилированность многих редакций или отдельных сотрудников с властью, политическими кругами и крупным бизнесом, социальный конформизм слишком большого числа журналистов, чрезмерная коммерциализация — все это убивает СМИ.

Этот кризис и привел к тому, что многие издания, в первую очередь из либерально-демократических стран с сильными традициями свободы слова и прессы, поменяли ориентир с рекламной бизнес-модели на модель устойчивой связи со своей аудиторией, которая предполагает их зависимость  не от рекламодателей или информационных заказчиков, а от своих читателей — простых граждан, которые понимают необходимость «четвертой власти» как контролера действий власти официальной, чтобы препятствовать злоупотреблениям и коррупции последней.

Это же предстоит сделать и нам!

В следующих статьях и я, и другие подключившиеся авторы проекта будем вместе подробно знакомить вас с темой краудфандинга для СМИ и рассказывать о всех форматах общественной поддержки независимой прессы, и о том, как лучше имплементировать накопленный за рубежом опыт в наши реалии. Пока не откроется сам сайт Crowdfunding.kg, куда мы затем перенесем весь специализированный контент и продолжим наши публикации уже там. Что случится, надеемся, в самое ближайшее время.

Если вы заинтересованы в участии в проекте в любой полезной роли, в которой вы себя видите, вы можете написать на электронную почту azamattynaev@gmail.com или позвонить мне по номеру 0550 522 116 или +996 550 522 116 в том случае, если ваш звонок будет международным.

Азамат ТЫНАЕВ.

Иллюстрация New York Times.

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>