Итак, снова о краудфандинге, снова о «Жалбырак ТВ» (кто еще не в курсе, подробности тут и тут). Январь – месяц непростой, вот и я со всякими каникулами, заботами и гриппами пропустил свое ежемесячное перечисление, зато в феврале задонатил сразу одну тысячу сомов на «Элсомовский» кошелек «Жалбырака» — 0554007849. Кстати, для удобства скачал себе мобильное приложение и зарегился на сайте сервиса — все просто и легко. В краудфандинговой помощи это и есть главное – не обязательно дарить одну и ту же сумму, не обязательно перечислять день в день, но некое постоянство и системность должны быть.
Ну и по традиции, один благотворительный взнос – одна история о краудфандинге. На этот раз расскажу вам о британском издании Positive News. Оно начало свою кампанию по сбору помощи в 2016 году, и благодаря финансовым вливаниям своих читателей издание трансформировалась из газеты в журнал, и продается теперь по всей Великобритании в 150 точках торговой сети по распространению печатной продукции WHSmith – крупнейшего ритейлера, владеющего книжно-журнальными киосками.
84-старничное издание классифицируется как представитель направления «constructive journalism» или «solutions-focused journalism», то есть журналистики, основанной не только на информировании о проблемах, но и ориентированной на поиск решений этих различных общественно-социальных проблем. Деньги читателей ушли не только на развитие принт-версии журнала – у него, кстати четыре с половиной тысяч подписчиков, но и на развитие сайта, который показал рост аудитории до 122 тысяч читателей.
А теперь самое главное – все 1542 человека из 33 стран мира, которые поддержали и продолжают поддерживать Positive News своими вкладами, являются одновременно и владельцами журнала! Уж не знаю, как это оформляется юридически – желающие могут покопаться на сайте, и кстати я со своим скромным английским буду благодарен, если кто-то поправит меня, вдруг я неправильно понял какую-то информацию – но лично я понял это «совладение» главным образом как эмоциональное поощрение и человеческую признательность своим благотворителям.
Они журналу – помощь (которую можно оказывать даже в размере 1 фунта стерлингов), журнал им – качественную журналистику, или как написано на сайте — «Good journalism about good things». Это больше похоже на популярную сейчас среди СМИ клубную модель подписки, которая обнаруживает в себе гораздо больше преимуществ, чем использование сайтами спорных «пейволов» — то есть платного доступа вообще ко всему или выборочному контенту информационных ресурсов, который у нас частично применяет АКИпресс в отношении своих архивов или премиум-материалов.
Подкреплю это утверждение недавним исследованием Чикагского университета: если у человека есть лишних 10 долларов, он скорей всего просто подарит их какому-нибудь изданию, чем на них же оформит там платную подписку. То есть краудфандинговая помощь в массовом общественном сознании начинает превалировать над чисто коммерческими отношениями с масс-медиа по принципу «ты мне, я тебе», а на первый план выходят доверительное отношение к СМИ и осознание людьми своего гражданского долга по поддержке свободной прессы.
Вот и я, к примеру, решив постоянно помогать «Жалбырак ТВ» в меру своих возможностей, вместе с тем не скажу, что каждый день слежу за их выпусками. Но уверен, что правильно поступаю. Потому что кроме содержания и качества «жалбыраковских» сюжетов, для меня большое значение имеет и отношение к этому интернет-телеканалу среди зрительской аудитории, а оно пока преимущественно положительное. И вот еще о чем я подумал, глянув сегодня на их Ютуб-аккаунт. Ребята, там больше 108 тысяч подписчиков!
Допустим, если бы редакция смогла найти способ достучаться до своих подписчиков, допустим, если бы каждый из них ежемесячно перечислял бы коллективу «Жалбырака» по 50 сомов – согласитесь, это вовсе не обременительная сумма для тех, у кого есть возможность смотреть телеканал в онлайне – то у редакции месячный бюджет составлял бы 78 тысяч долларов! Это примерно в пять раз больше того, что СМИ средней успешности (не учитывая общенациональные телеканалы вроде КТРК и НТС, или лидирующие онлайн-издания как 24.kg и АКИпресс) зарабатывает за все время платной агитации на президентских выборах.
Такие деньги позволили бы независимым редакциям арендовывать престижные офисные помещения, иметь собственный автопарк для корреспондентской службы, платить журналистам достойные зарплаты и гонорары, закупать самую современную технику, оборудовать роскошные студии, пользоваться услугами лучших адвокатских и охранных фирм – и все вкупе дало бы нам, потребителям информации, качественную журналистику, а самим СМИ – уверенность в завтрашнем дне и чувство профессиональной и творческой свободы. Эх, фантазии, фантазии…
Но ничего! Все возможно при старании. Поэтому просьба ко всем моим читателям – в помощи нуждается (хотя и не просит ее – вот еще одна из привычек наших нормальных СМИ: стыдиться просить) не только «Жалбырак». Идет большая краудфандинговая кампания «Выкупаем свободу слова!» по сбору средств для Kaktus.media, чтобы освободить его от разорительных исков со стороны экс-президента, все время что-то новое и требующее инвестиций придумывает симпатичный неугомонный «Клооп», вашего участия ждут еще многие кыргызстанские газеты и сайты. Помогая им, мы будем помогать и себе.
Обсуждения