Феруза Амадалиева: Лидерство – это не игра на публику, а реальная помощь конкретным людям

В августе оживают школы перед новым учебным годом. Вновь прежние проблемы: какую школу выбрать — частную дорогую или бюджетную, где в классе за одной партой сидят по трое? В переполненном помещении детям не хватает свежего воздуха, а за пять минут перемены кабинет не успевает проветриться.

На переменах очень шумно, нужно постараться, чтобы купить пирожок в забитой школьной столовой. На уроках учителя не успевают опросить всех учеников. Каждый день дети носят тяжелые школьные сумки, наполненные учебниками. Родители жалуются на школы, а учителя на недостаточное внимание родителей своим детям.

На учителей давит большая административная нагрузка. Они по-прежнему много пишут от руки, хотя все школы оснащены компьютерами и имеют доступ к интернету. Для кого-то удобно быть учителем — полдня отработал и домой, длинный отпуск, кто-то дорабатывает до пенсии, а кто-то старается быть хорошим учителем.

Часто слышу от учителей, что администрация не всегда стремится защитить учителя в конфликтных ситуациях, а многие учителя пассивны в отстаивании своих интересов. На вопрос, нужен ли школьный омбудсмен, обычно слышится положительный ответ.

Хороший учитель — это большая удача. Если ребенку повезло с наставником, то родители спокойны за него. Ребенок спешит к нему на урок, активно ведет себя на занятиях, старается выполнить домашнюю работу.

Один из таких учителей — Феруза Амадалиева, педагог с 23-летним стажем. Спустя годы к ней приходят ее бывшие ученики и вспоминают, что в свое время она была для них самым креативным преподавателем. Она умеет заинтересовать ребенка историей, применяя разные методы обучения.

Помимо учительской работы, Феруза является профессиональным социальным работником, много лет работает с уязвимыми группами: малоимущими, женщинами и детьми с ВИЧ. Ее жизнь — это отражение целого поколения людей, рожденных в Советском Союзе и успешно реализовавшихся в современных условиях.

Ее подруга — коллега по работе в проектах, руководитель общественного фонда «Улыбка» Эльмира Умарова — знает ее более 30 лет:

- Феруза очень дружелюбная и любознательная, это нас сблизило, и мы подружились еще в студенческие годы. С тех пор дружим, работаем вместе. Мне больше всего нравится ее общительность, отличное умение влиться в любую компанию, вежливость и деликатность. Она много читает, постоянно занимается самообразованием. Где бы она ни была — она везде душа компании. Хороший советчик, отличная подруга. В семье она любимая жена, мать и уже бабушка. В кругу друзей она лидер, у нее есть харизма.

Детство на холмах

Пример идеальной семьи для Ферузы — это ее родители: мама Аминахан и папа Бахадыр, которые прожили вместе 37 лет. Мама была учительницей младших классов, отец заведовал складом на шелковом комбинате. А ее бабушка привила любовь к труду, чистоте, воспитывала внуков в религиозности, уважении старших и заботливом отношении к младшим.

Семья жила в частном доме в махалле в микрорайоне «Южный» города Ош. В советские годы были проблемы с транспортом и водоснабжением, в каждом доме стояли бочки с запасом воды. Микрорайон возвышается над городом, оттуда вечером можно любоваться, как загораются и мерцают огни в домах ошан.

В прошлые годы «Южный» — это холмы, покрытые по весне алыми маками. Там водились лисы, ежи, черепахи, было много красивых птиц. Всегда свежий воздух, летом неимоверно жарко, зимой заснеженные холмы становились местом массовых катаний на лыжах, санках. В зимние каникулы мама баловала семью выпечкой: сдобными булочками, чак-чаком. Семейные чаепития со сладостями зимними вечерами навсегда остались в памяти Ферузы.

Сейчас на холмах стоят жилые дома, давно не видно хохлатых удодов, зато нет проблем с общественным транспортом, подведена питьевая вода.

Как полагается в узбекской махалле, каждое утро начинается с уборки территории дома и улицы. Надо обязательно полить тротуар водой, выплескивая воду ладонью из ведра, а затем пройтись дважды веником, чтобы было чисто и свежо. Все это надо успеть сделать до учебы. Феруза с детства привыкла помогать маме и бабушке на кухне и по уходу за домашними животными. Эти навыки ей здорово пригодились в будущем, когда она пришла молодой невесткой в другой дом.

Шустрая и сообразительная, Феруза была активисткой в школе. Сначала училась в школе с русским языком обучения, потом перешла в узбекоязычную, которую окончила с серебряной медалью.

Высшее образование

Феруза с детства любила шить, но постеснялась сказать отцу, что могла бы продолжить учебу в этом направлении. С другой стороны, в подражание одной из сестер отца, хотела выучиться на акушера-гинеколога, но в те годы в Оше не было медицинского факультета, а родители не захотели отпускать ее во Фрунзе или Ташкент.

- Родители — эгоисты, это я сама поняла, когда стала мамой, — вздыхает Феруза.

На выбор было два вуза: технический и педагогический. Она не думала стать учителем, так как с детства видела уставшую от работы маму, бесконечные стопки тетрадей на проверку, дополнительные занятия с учениками. Но все же выбрала престижный исторический факультет, в котором был один из самых больших конкурсов — несколько десятков человек на одно место. Студенческие годы Феруза вспоминает с теплотой: на сборе хлопка была поваром, в учебе проявляла старательность, получала повышенную стипендию, которую тратила на покупку книг.

На всю жизнь

С будущим мужем Адахамом Амадалиевым они учились в параллельных классах. Парень первым приметил веселую, активную девушку. Вместе ходили на подкурсы, участвовали в разных конкурсах. После школы он ушел в армию, потому вернулся, поступил в вуз.

- Наши родители были против нашего выбора, но Адахам настоял на своем, он сказал своим родным, что женится только на мне. Свадьба у нас была типичная для 90-х годов: белое платье, машины, ресторан с музыкой и танцами. Для вечера у меня было еще и второе платье из желтого атласа с блестками. Помню вечером был дождь. Я была невестой с хорошим приданым, все как полагается у невест из махалли: по стенам развешаны платья, мебель — «стенка», — с улыбкой рассказывает Феруза.

Ее муж был единственных сыном среди пятерых девочек, поэтому долгие годы Феруза живет с родителями мужа. Она с благодарностью вспоминает своих родителей и бабушку, которые всему ее научили. Она все успевала: дом, хозяйство, учеба на пятом курсе, первый ребенок. За все годы бывало всякое — и хорошее, и не очень. Сейчас у них четверо детей: два сына и две дочери. Сыновья уже сами зарабатывают, помогают родителям, старшая дочка замужем, младшая еще учится в школе. Есть внук.

Учитель высшей категории

Феруза ясно помнит свой первый рабочий день, когда она по привычке пришла в белой блузке и темной юбке, а ей дали уроки в старших классах, где приняли за новенькую ученицу:

- Ученики устраивали всякое, но я все выдержала и со временем у нас сложились прекрасные отношения. Так как я сама из семьи учителя, с детства понимала всю сложность этой профессии, всегда с уважением относилась к своим учителям и это помогло мне в работе. Сейчас у меня 23 года педагогического стажа. Долгие годы я даже не задумывалась о категории, не придавала этому значения. Сейчас я педагог высшей категории, отличник образования Кыргызской Республики.

Сравнивая прошлые годы и современный учебный процесс, она вспоминает, что раньше на уроках истории ученики пользовались картами, к которым прививали бережное отношение. Она показывала детям фильмы, которые заранее брала в городской фильмотеке. На уроках применяла карточки с индивидуальными заданиями по степени сложности. Выпуск стенгазеты был обязательным, а еще участие в играх КВН.

Сейчас учителя и ученики активно пользуются информацией из интернета.

- Плюс в том, что можно быстро найти материал, которого нет в учебнике, много видеоуроков и методических пособий для учителей. Дети легко запоминают информацию из трехминутных роликов. Сначала я сама просматриваю материал, анализирую и только потом использую на уроках. Вместо скучных рефератов дети научились делать краткие и интересные презентации, — и еще Феруза отметила, что современные учебники истории написаны сложным языком, трудны для восприятия и учителю приходится прилагать немало усилий, чтобы донести информацию до ученика.

Совмещая школу и общественные организации

«Через гуманизм к миру» — первый сертификат участия Ферузы в обучающем мероприятии от одной общественной организации.

- Мы изучали новые методики, апробировали новые учебники. Таким образом я влилась в новое для себя направление, связанное с неправительственными организациями. В 30 лет впервые попала на тренинг в Бишкек. С тех пор прошла множество мероприятий на разные темы и продолжаю обучаться, — рассказывает Феруза. Рядом лежит папка с сертификатами, которая со временем становится толще, а резюме — длиннее.

- В те годы я открыла для себя новый мир с новыми возможностями, которые моментально применяла на уроках в школе, стремилась, чтобы дети бежали на мои уроки. Сейчас мои ученики вспоминают, что для них я была самой креативной учительницей. Благодаря активности расширила свои знания по смежным направлениям: права человека, избирательное право, социальная работа.

Администрация шла навстречу моей активности, и я могла совмещать работу в школе и НПО. Наши ученики активно участвовали в форумах, фестивалях, конференциях, конкурсах, что помогало им развить свои лидерские качества, они становились более дисциплинированными, целеустремленными и достигали серьезных результатов, а школа становилась более авторитетной, — рассказывает она о пользе обучения.

Общественный фонд «Инфо-центр Рейнбоу»

Когда в 2006 году возник вопрос, как провести урок по вопросам ВИЧ, ей подсказали обратиться в фонд «Инфо-центр Рейнбоу», который занимается этой темой, защищает права ЛЖВС, ЛГБТ, ПИН и т. д. Обсуждение ВИЧ/СПИД в школах только начиналось, а в школах с узбекским языком эти темы были табуированы. Феруза стала первым тренером по здоровому образу жизни в школах с узбекским языком обучения. Через год ее пригласили в проект фонда с частичной занятостью.

Особые бенефициары

- Однажды мне позвонила директор фонда Фатима Кошокова и попросила приехать в организацию. Там сидели две женщины, пожилой мужчина и двое маленьких детей. Да, мы знали о ВИЧ-инфекции, слышали о массовом заражении в медучреждениях в Оше и Ноокате. Но одно дело — вести уроки и семинары по информированию об инфекции, а другое — впервые познакомиться с людьми, которые столкнулись с этой проблемой.

Женщины и мужчина рассказали свои истории. Мы слушали и находились в шоковом состоянии, из которого потом долго выходили. Это было очень трудно — преодолеть себя, успокоиться и проявить профессионализм. После их ухода мы сидели и плакали, — вспоминает Феруза первую встречу с семьями, в которых детям передали инфекцию в больнице.

Последующие несколько лет они тесно работали с пострадавшими семьями, в которых были дети и родственники с ВИЧ-статусом. Благодаря поддержке доноров шла всесторонняя работа: с населением, медицинскими и социальными работниками, школами, журналистами. Люди нуждались в психологической, юридической и материальной помощи:

- Мы выявили 30 семей в Ноокатском районе и 20 — в Кара-Суйском. Долго шли судебные процессы. Все эти годы мы были рядом с пострадавшими людьми. Нам тоже было непросто работать, но мы старались. Я получала моральное удовлетворение от работы, потому что знала, что оказываю реальную помощь конкретным людям. До сих пор мы поддерживаем теплые, дружеские отношения.

С годами донорская помощь уменьшилась, но практика показывает, что эти люди и сейчас нуждаются в помощи специалистов, возникает вопрос раскрытия статуса подрастающих детей.

- При общении с детьми не надо акцентировать на этом внимание, надо общаться с ними как с обычными детьми, но внутренне понимать, что они особенные, — советует Феруза.

Многие пострадавшие из сельской местности, малоимущие, поэтому сотрудники искали разные способы поддержки, например, организовали систему льготного кредитования, группы взаимопомощи, обучали навыкам бизнес-планирования. Кто-то успешно выращивал скот, шил на продажу и т. д. Но не всегда это было долговременно и достаточно успешно.

В фонде в этом году Феруза вовлечена в большой страновой проект по социальному сопровождению женщин из уязвимых групп в партнерстве с AIDS Foundation East West и «ООН-Женщины».

- Мы выявляем уязвимых женщин среди малоимущих, матерей-одиночек, ЛЖВ, ПИН или жен ПИН, бывших осужденных для формирования группы из 15 человек с целью обучения на мотивационных тренингах. Потом мы будем обучать их навыкам бизнес-планирования, разработки заявок на мини-гранты, — коротко делится Феруза о том, что ей предстоит большая работа, и что она открыта для сотрудничества с другими организациями, работающими в этой области.

Проявление эмпатии каждый день

Рассказывая о Ферузе, стоит особо отметить ее лидерские навыки, которые зародились еще в детстве, когда она была старшей в семье и помогала в воспитании младших братьев и сестры. Работа в школе и сотрудничество с общественными организациями помогли ей стать настоящим лидером. Она прошла серию ТОТ — тренингов для тренеров — по женскому лидерству глобальной партнерской сети Women Learning Partnership. Для нее лидерство — это не громкие слова на публику, а реальная помощь конкретным людям.

Феруза умеет расположить к себе незнакомого человека, нуждающегося в поддержке, она умеет слушать и слышать, помогает человеку самому найти ответы на свои вопросы. Она не навязывает, не давит, а сочувствует и сопереживает, при этом оставаясь профессионалом:

- После беседы человек говорит «спасибо» и уходит довольный. Я всегда очень близко к сердцу принимаю проблемы других, очень чувствительная. С годами стала мудрее, спокойнее, понимаю, что нужно уметь сохранять свою энергию, ведь она не безгранична. Я не решаю проблемы за другого человека, я могу подсказать, направить, содействовать. Я не всемогущая, но я понимающая.

Беседовала Сахира Назарова.

Фото автора и из личного архива Ферузы Амадалиевой.

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>