Важная data для журналистов

В Бишкеке состоялась презентация аналитического обзора по состоянию журналистики данных в Кыргызстане, подготовленного Promotank Research Institute при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан».

Журналистика данных (англ. data journalism) – направление в журналистике, в основе которого лежит обработка больших объемов информации и ее использование для создания журналистских материалов. Данные могут служить как инструментом для раскрытия определенной журналистской истории, так и ее источником.

Еще в 2016 году Promotank Research Institute реализовал проект, основными целями которого являются развитие журналистики данных в Кыргызстане и повышение потенциала журналистов, редакторов и технических специалистов. В рамках данного проекта в 2017 году был разработан аналитический обзор, как результат изучения материалов, подготовленных с использованием современных инструментов обработки, анализа и визуализации данных.

«Ежедневно каждый из нас сталкивается с океаном информации, и для повышения медиа грамотности, развития критического мышления на данный поток, мы попытались сделать некую фотографию ситуации относительно журналистики данных», — отметил один из презентаторов проекта Кумар Бекболотов.

Для подготовки аналитического обзора по состоянию журналистики данных в Кыргызстане было изучено 287 публикаций русскоязычных и кыргызскоязычных СМИ – онлайн-изданий и газет. Основными критериями при выборе публикаций были наличие данных и попытка их анализа. В результате экспресс-анализа выяснилось, что местные СМИ зачастую публикуют первоначальные данные без их обработки — 65,2%. В 34,8% случаях данные были обработаны и проанализированы.

69% публикаций касались социальных и финансовых вопросов, менее 20 были про бюджет страны, здравоохранение, международные новости, чрезвычайные происшествия. Самыми «невостребованными» темами оказались вопросы религии, трудоустройства, образования — до 5% публикаций. Также выяснилось, что для визуализации данных журналисты предпочитают использовать колонки и гистограммы – 55,4%. Менее популярны такие типы графики как линейная – 13 % и круговая диаграмма – 12%. Использование ленты времени (timeline) в кыргызстанских СМИ встречается крайне редко.

Наиболее популярными источниками информации являются мэрия Бишкека, «Бишкекводоканал», Национальный банк КР, Всемирный банк, институт общественного мнения Gallup Organization, Азиатский банк развития, ЮНИСЕФ, ООН, Международный валютный фонд.

Руководитель проекта Алтынай Мамбетова сообщила, что мнения экспертов были использованы в качестве дополнительного источника информации лишь в 14% случаев.

Следует обратить особое внимание на то, что, согласно анализу, «очеловечивание» истории обнаружилось всего в 2% публикаций. Презентаторы посетовали, что необходимо использовать истории с героями чаще — для лучшего восприятия аудиторией информации.

Согласно комментариям экспертов, которые были включены в презентацию, Кыргызстан значительно отстает в вопросах журналистики данных, и для ее развития необходима двусторонняя работа государственных представителей и журналистов. С одной стороны, госорганам следует предоставлять открытые данные, улучшать качество и увеличивать регулярность сообщений, не ограниваться сложным языком и терминологией при предоставлении информации.

С другой стороны, журналистам следует требовать с госорганов развернутые и детальные данные, повышать свой профессионализм, совершенствовать навыки работы с базами данных, научиться анализировать информацию, и тем самым содействовать развитию журналистики данных. В результате, государство может принимать эффективные и действующие решения, основанные на приближенных к реальности данных.

Презентаторы подытожили обзор, отметив, что на сегодняшний день поддержка международных донорских организаций необходима для осуществления полномасштабной работы в сфере журналистики данных и повышения потенциала журналистов в редакциях.

Особое внимание следует обратить на поддержку кыргызскоязычных СМИ, где хромает не только качественный, но и количественный показатель. В целом кыргызстанские СМИ стремятся за количеством и предпочитают новостные материалы без обработки и анализа данных. «В медиасреде наблюдается нехватка образовательных мероприятий, обучающих прикладным, техническим аспектам работы с большими массивами данных», — заключили исследователи.

Асель СООРОНБАЕВА.

 

 

 

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>