Форум «Media Toptoo» — журналистика сегодня и завтра

В конце прошлой недели завершился индустриальный форум «Медиа топтоо», наступило время для осмысления увиденного и услышанного. Два дня насыщенных дискуссий и мастер-классов для журналистов, редакторов, пиарщиков и рекламных менеджеров средств массовой информации Кыргызстана с участием гостей из России и стран Центральной Азии. Подобное мероприятие в стране проводится впервые и, по общему желанию участников и организаторов, должно стать постоянным.

С чего начать? С официальных слов организаторов и представителей госорганов — скучно, неинтересно и новостные агентства это уже сделали. Целью форума было предоставление площадки единомышленникам для обмена опытом, обсуждения состояния современной журналистики, поиска путей развития качественных, независимых медиа как в стране, так и во всем мире. Простыми словами, в течение двух дней каждый участник не раз задумался о том, где он находится сейчас в своей профессиональной деятельности, насколько отстает от мировых трендов и как эффективно использовать доступные возможности для продвижения.

Просачивайся как умная вода

По привычке подавляющая часть традиционных журналистов больше озабочены вопросами создания материалов: поиском тем, источников, сбором и обработкой. Часть из них пытается продвигать себя в социальных сетях через рассылки, но не все умеют делать это грамотно и успешно. Грамотное поведение в соцсетях — это обдуманные действия на каждой отдельной платформе, которые отличаются по составу аудитории, стилю сообщений, методам коммуникации. Если в одной сети есть мессенджеры и более удобные возможности редактирования и распространения, то в другой сообщение ограничено количеством символов и размещаемых фотографий (а пост без фото менее популярен).

На форуме озвучили термин Liquid media — по капле везде, то есть использовать разные платформы. Не копировать свое СМИ везде, хотя есть привязка нескольких соцсетей, чтобы облегчить рассылку, надо понять какая часть жидкости может просачиваться в тот или иной канал. Например, не использовать Твиттер в качестве слива ссылок, что очень характерно для кыргызстанских журналистов. Анализ перехода по ссылкам позволит понять, что наиболее эффективно и двигаться в этом направлении.

Уже вчера осталось так называемое «поведение неандертальца» в сетях через простое копирование ссылки и размещение ее на своей ленте в надежде, что посетители пройдут по ней дальше на источник. Не особо привлекателен способ копирования названия материала и размещения его с ссылкой, зачем дважды писать одно и то же?

На шаг впереди от этих стародавних способов короткая подводка о важности темы, возможно цитата, фото и далее ссылка на материал. А если посетитель ленится кликать на ссылку, то лучше облегчить ему жизнь, разместив полностью материал в ленте соцсети. Зачем ставить читателя перед выбором — нажимать или не нажимать на ссылку? Чтобы что-то получить от соцсетей, нужно что-то давать аудитории через эти самые соцсети. В подводке можно использовать немного описания, загадочности и эмоций.

Иметь свой сайт — хорошо, но не все могут себе это позволить. А вот ведение страницы в соцсетях вполне доступно многим. Если нам нужна аудитория, надо быть представленными на разных платформах и уметь общаться с аудиторией, а не просто раскидывать ссылки. Это и получение обратной связи, ответы на вопросы, анализ посещаемости. Кстати, о последнем немало говорили на форуме. Остался позади этап гонки за посещаемостью, большой трафик не всегда значит большая аудитория. Важнее анализировать вовлечение аудитории, чтобы определить основных постоянных читателей и работать по сохранению этого ядра.

Рыбалка бывает разной

Но и не упускать из виду приток «свежей крови» — новых читателей. В материале должна быть фишка, которая заставить читателя оторваться от дел и обратить внимание на ваш материал, ведь приходится конкурировать в ленте с котиками, бьюти-блогерами, фотографиями друзей и материалами коллег. Внимание читателя как у аквариумной рыбки — всего несколько секунд, напоминает российский эксперт Всеводол Пуля, преподаватель, сооснователь агентства Media Toolbox. Он сравнил связь между редакцией и аудиторией с семьей, где годами выстраиваются доверительные отношения, требующие вложения значительных усилий. «Читатель — реальный человек со своими проблемами и потребностями. Нужен эмоциональный живой разговор. Нужно делать контент, чтобы было удобно читателям, а не редакции».

Он привел пример, когда редакция после размещения новости сообщает о том, какую конкретную пользу содержит эта новость для аудитории, то есть дополнительно разъясняет и показывает ее значимость, чтобы читателю было легче понять происходящее. Это может стать фишкой редакции. Вы программируете поведение через дополнительные аргументы, помогая людям развивать критическое мышление, — добавил эксперт. Таким образом, редакция является своеобразным фильтром, отбирая лучшее для своего посетителя, экономя его время и в то же время информируя о происходящем. Журналист-коммуникатор словно старший брат.

Иногда возникает мысль — в погоне за освоением современных инструментов не наблюдается ли перекос в техническую сторону в ущерб содержательной части? Существует мнение, что современная журналистика притупляет, упрощает, облегчает усвоение материала: чем проще — тем лучше. Но редакторы не согласны с этим, они напоминают о разных жанрах и способах подачи, один из наиболее интересных методах — лонгриды, требующие глубокого понимания темы, сбора большого количества информации и умения красивого оформления. Лонгриды хороши для раскрытия актуальных проблем, разъяснения особенностей, поэтому требуют времени и от читателя.

Журналистика требует знаниz психологии: почему читателя привлекает тот или иной материал? Была рекомендация поработать со списком эмоций для привлечения (другими словами, манипулирования) аудитории.

С разной аудиторией нужно работать по-разному, например, с постоянным ядром через домашнюю страницу, рассылки, лонгриды на сложные темы; с возвращающимися читателями через соцсети и мессенджеры; с новыми — через новости, происшествия, агрегаторы. Как показать читателям, что на сайте есть не только короткие свежие новости, но и глубокие материалы? Через информативный девиз в заголовок. Был совет, что забитая под завязку ссылками главная страница сайта лишь усложняет концентрацию внимания посетителя.

«Создать хороший материал — этого недостаточно, нужно его красиво упаковать и правильно продать» — одна из главных мыслей форума «Медиа топтоо». Уметь это делать должен сам журналист, который постепенно становится и маркетологом. Он создает бренд, умело раскручивает его и поддерживает интерес. Главный редактор популярного издания «Медуза», имеющего ежемесячно стабильно более 10 миллионов аудитории, Иван Колпаков рекомендовал думать более масштабно, «предлагать аудитории взгляд на мир». «Что мы делаем важного для публики? Помимо того, что мы делаем истории, мы выбираем эти самые истории для читателей».

Прежние ценности — истории и этика

Все-таки журналист в первую очередь — сторителлер, пишущий истории. Принципы привлекательности материалы не новы: увлекательные заголовки, дробление текста (хватит бросаться в читателей «кирпичами»), цитаты, фото и видео. «Убиваем в себе перфекционистов — советы в работе с видео в СМИ. Делаем видео из всего, экспериментируем, масштабируем и отказываемся от худшего. Относимся к видео без благоговения», — советует Всеволод Пуля. Работайте на индивидуальность своего медиа, чтобы оно было узнаваемым среди множества других.

Ни в коем случае нельзя забывать и о традиционной журналистике, касающейся этики, сбалансированности, все это остается, как и было. Цель прежняя — быть на страже ответственности интересов общества. Журналистика не исчезнет, не растворится в блогерстве, просто она должна отвечать вызовам современности. И еще немаловажно — умение делать свой хороший продакшн отражается на умении делать хороший продакшн рекламодателей, чтобы снизить зависимость от господдержки и грантов.

Вопрос без ответа

На вопрос одного редактора о градации оплаты труда журналистов, когда одни создают популярные материалы, а другие — умные, эксперты форума не дали конкретных ответов. Прозвучала фраза: «Надо работать на бренд потому, что любишь своих читателей». Каждая редакция оставляет вопрос оплаты за собой, все еще в практике платить по много лет назад установленному минимуму за новость в интернет-издании чуть больше полусотни сомов за новость. Простите, редактора, но это не покроет телефонных и дорожных расходов при сборе информации. Государственные СМИ привязаны к нормативно-правовым актам, где указаны тарифы. К сожалению, в стране оплата труда в журналистике остается невысокой. Отсюда текучесть кадров, поиски сотрудничества с общественными организациями, существующими на гранты, удобное взаимодействие с состоятельными лицами в продвижении их интересов через СМИ. Лозунг о независимости прессы остался лишь эхом.

Также коротко затронули тему медиаграмотности, которую нужно прививать чем раньше, тем лучше. Сейчас этот термин используют журналисты, в последнее время особенно популярны обучающие мероприятия по медиаграмотности.

Были сессии кыргызстанских экспертов по работе с открытыми данными, использованию метрик для изучения аудитории, которые, к сожалению, не вызвали такого бурного интереса, как мастер-классы Колпакова и Пули.

Подытоживая, коротко можно сказать, что форум «Медиа топтоо» еще раз напомнил о том, что журналистам надо думать, анализировать и экспериментировать. И не забывать продвигать своей продукт и себя, ведь журналист — тоже продукт.

Вдохновение для журналистов

Мероприятие завершилось приятным событием — награждением премией «Стремление» лучших журналистов, которые ранее подавали заявки по разным категориям от новостного репортажа до журналистского расследования. Номинанты получили памятные дипломы, а победители — статуэтку, подарок — сотовый телефон, денежный приз и тоже диплом.

Список отмеченных наградой: Элизат Садыралиева, Элиза Акжолтоева, Адилет Бектурсунов, Асель Минбаева, Бейшеналы уулу Тилек, Александра Титова, Таалайгуль Усенбаева, Мадина Шералиева, Салабат Эркитай кызы, Ныяз Ташматов, Гульжан Алтымышбаева, Болот Сатаркулов, Александр Тропейко, Александра Ли, Дилбар Алимова, Владислав Ушаков, Уланбек Эгизбаев, Надежда Хохлова.

После долгого, почти десятилетнего, перерыва в Кыргызстане возобновили вручение этой премии. Жюри оценивали социальную значимость темы, соблюдение международных стандартов, оригинальность подачи, инновации в визуальной подаче материала. Как было отмечено, некоторые участники были номинированы не столько за соответствие критериям, сколько за стремление и верность профессии.

Сахира НАЗАРОВА.

Фото Internews.

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>