«Дордой» кыргызской политики

Их не в мусорке находят!

Столица Кыргызстана ждет своего очередного мэра – на этот раз им станет Кубанычбек Кулматов. Избрание безальтернативного кандидата на должность градоначальника Бишкека состоится 15 января, и в отсутствии конкурентов этот процесс становится чисто техническим. Южная столица, кстати, и на этот раз обогнала официальную по части чистоты выборных процедур: в Оше номинированы два претендента – экс-мэр Мелис Мырзакматов и выдвиженец «Замандаша» Айтмамат Кадырбаев.

Но ситуация с выборами ошского мэра – тема для другого разговора. Нас пока интересует фигура бишкекского кандидата. Как так получилось, что вдруг о Кубанычбеке Кулматове заговорили как о политике с большой перспективой? Все хорошо осведомлены о том, что в кулуарах власти строились предположения о его возможном карьерном росте до поста премьер-министра, и это только как минимум и на первое время. Впрочем, строчка о мэрстве в резюме Кулматова ничем ему не помешает, ведь было уже несколько примеров, когда бывшие «хозяева» Бишкека становились затем главами правительства.

И свидетелями искусственного взращивания потенциальных преемников первых лиц мы были не один раз. Только за время президентства Аскара Акаева в качестве таковых в разное время фигурировали Феликс Кулов, Жаныш Рустенбеков, Кубанычбек Жумалиев, Амангельды Муралиев, Темирбек Акматалиев, Тойчубек Касымов, Азамат Кангельдиев… И где они все сейчас? Теперь вот заговорили о Кулматове как о новой «надежде» управленческой номенклатуры страны. Но почему? И что же из себя представляет этот «турук макто» кыргызской политики?

Могу — копать, могу — не копать

Председатель Государственной таможенной службы и полномочный представитель правительства КР в Чуйской области – вот самые значительные должности будущего градоначальника в последние годы. Про губернаторскую работу что-либо сказать трудно, потому что пробыл он на ней непродолжительный срок – меньше полугода. Запомнился чиновник в этом качестве разве что язвительными публикациями в прессе о его непросвещенности в различиях между самцами и самками крупного рогатого скота. А вот из кресла начальника республиканской таможни Кулматов вылетел 8 июля 2013 года, если кто уже успел забыть, за невыполнение плана. Получив перед этим, еще в апреле, выговор от главы кабмина Жанторо Сатыбалдиева «за ненадлежащее исполнение обязанностей».

Кстати, провалы в деятельности таможни были столь очевидны, что из ГТС погнали и нескольких заместителей Кулматова. И вот интересный факт: как только правительство избавилось от Кулматова, на очередном заседании кабмина премьер с удовольствием констатировал о выполнении плана по сбору платежей в 3-м квартале прошлого года после смены руководства таможни. Но Сатыбалдиев, как оказалось, рано радовался. Не успел пройти месяц со дня увольнения Кулматова, как президентского протеже назначили заправлять делами Чуйской области.

Почему мы говорим о чиновнике, как о ставленнике Алмазбека Атамбаева? Да потому что без усиленного политического покровительства из самых верхов у самого Кулматова вряд ли получился бы самостоятельный карьерный взлет. Помните, как после апреля 2010 года тогда еще первый зампред Временного правительства в сопровождении автоматчиков прибыл в центральное учреждение ГТС, чтобы лично усадить его в кресло председателя? И аргумент будущего президента в защиту чиновника на требования общественности уволить Кулматова: «Он участвовал в строительстве коррупционных схем, и ему лучше других знать, как их ломать»?

«Я от Алмаза Шаршеныча»

Вот такая логика государственного управления и методы кадровой политики в нашей стране! Хотя эти слова Атамбаева, в соответствии с провозглашенной им кампании «беспощадной» борьбы с коррупцией  должны по идее означать, что Кулматов давно должен был стать а) героем очередной разоблачительной публикации в газете «Дело№», и б) фигурантом если не судебного разбирательства, то по крайней мере – занять место в «черном списке», который начнут составлять с февраля нынешнего года из тех госслужащих, которые не только привлекались к уголовной ответственности, но и увольнялись со своих должностей по отрицательным мотивам.

Сейчас уже смешно вспоминать, как Кулматов клялся застрелиться в случае невыполнения плана в таможне, как поведали участники собрания руководящего состава ГТС при его назначении на должность в 2010 году. На котором, кстати, Кулматова обвиняли во многих грехах, включая его личные бизнес-интересы в многочисленных объектах таможенной инфраструктуры, приносящие огромные доходы. Затем нашего бессмертного «джедая» депутаты Жогорку Кенеша уличили в наличии у него гражданства Российской Федерации, и даже было принято парламентское решение о его «несоответствии занимаемой должности», впоследствии замятое. Был еще постыдный скандал после того, как обнаружилось, что глава таможни, далеко не бедный как мы уже сказали, выписывал себе какие-то умопомрачительные надбавки на питание притом, что он большую часть рабочего времени просиживал в комфортном кабинете, а не мотался сутками по далеким таможенным постам.

И что мы видим в прошествии четырех лет? Теперь человек — без пяти минут мэр Бишкека. Каким он будет градоначальником? Вопрос риторический. Потому что для него главнее будет оправдать расчеты президента и тех политических сил, которые за ним стоят, а не горожан. Ведь он бишкекчанам ничем не обязан, а президенту обязан всем! И управлять чиновником, на которого давно нарыт целый склад компромата – одно удовольствие. Потому что когда такой подчиненный знает, что за малейшее непослушание он из кабинета в здании на Чуйском проспекте вмиг может перекочевать в подвал другого здания – на Дзержинке, работать он будет по обратной схеме: не за совесть, а за страх.

Бишкек брал, Ош брал, Шпака — не брал 

И в тему нового мэра остается добавить только поведение театральных статистов — партий «Республика», «Ата-Мекен» и «Замандаш», представленных в Бишкекском горкенеше. Политические «овощи» не стали выдвигать альтернативных кандидатов на пост мэра Бишкека, и после анализа текущей ситуации можно сказать, что сделали они так в обмен на альтернативные должности для своих партийных креатур, и частично подтверждает этот вывод, например, предвыборный расклад в том же Оше. Это означает, что «Дордой» кыргызской политики в действии — все продается, все покупается!

На фоне таких телодвижений власти надо упомянуть и о реакции общественного мнения. Многие активисты гражданского сектора и лидеры внепарламентских партий уже высказали свое возмущение складывающейся ситуацией, когда при определении главы столичного самоуправления, а значит и муниципальной политики, собственно сами горожане абсолютно отстранены от процесса избрания своего мэра. Мало того, жители Бишкека лишены и инструментов, позволяющих им отзывать градоначальника в случае его очевидной неспособности управлять городом. Вот поэтому опять оживилась дискуссия о необходимости введения прямых выборов глав муниципалитетов.

Но именно на это и не хотят идти верхи. «Синдром Мырзакматова», так можно назвать стремление Центра держать в своих руках контроль над двумя главными городами Кыргызстана. И соблазн обладания финансовыми потоками здесь не самый главный. Доминирующая причина – электоральная ценность Бишкека и Оша, в которых, за вычетом находящихся за кордоном трудовых мигрантов и несовершеннолетних лиц, проживает практически половина избирателей страны. А необходимый результат на выборах президента и Жогорку Кенеша у нас по традиции приносит союз административного ресурса и денег, чего в двух столицах есть в избытке. Поэтому даже трудно сказать, когда бишкекчане и ошане получат возможность самим избирать своих мэров.

Всем спасибо, все свободны!

Нарушает ли это ограничение наши гражданские права? Безусловно, да. И в качестве иллюстрации узурпирования власти и создания искусственных барьеров для осуществления жителями Кыргызстана своих избирательных прав теми силами, которые находятся на Олимпе власти, я хотел бы привести мою старую статью, вышедшую на сайте «Азаттыка» 1 июля 2012 года. Но почитать ее все равно можно, поскольку провисела она на сайте всего лишь пару часов, после чего была убрана без моего согласия бишкекским руководством «Азаттыка» после гневного звонка лидера «Ата Мекена» Омурбека Текебаева. Этот материал вроде не относится напрямую к нашей сегодняшней проблеме, но только на первый взгляд. На деле же, и эта публикация, и та полуторагодичной давности – в принципе об одном и том же. О том, как…

«Депутаты Кыргызстана монополизируют политическое пространство»

Отдельные представители Жогорку Кенеша собираются внести изменения в действующий закон о выборах, некоторые из которых носят откровенно дискриминационный и антиконституционный характер.

Например, как понять это предложение авторов поправок в выборное законодательство – наделить правом выдвижения для участия в парламентских выборах лишь те партии, которые прошли «государственную регистрацию и/или перерегистрацию в установленном порядке, за один год до дня официального опубликования решения о назначении выборов»?

Тогда как в нынешней редакции разрешено участвовать в выборах даже тем политобъединениям, которые получили регистрацию Минюста или завершили перерегистрацию в тот самый день, когда официально объявляется о предстоящей избирательной кампании. Действительно, и что с того, что партия появилась менее года назад, если в ней будут состоять, например, политики с многолетним стажем?

Почему такое изменение считается антиконституционным, объяснить легко. Для этого достаточно почитать сам Основной закон, где написано, что в Кыргызстане все граждане имеют право «избирать и быть избранными», а сами «выборы являются свободными». И в нашем главном юридическом документе специально оговорено, что «не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Что такое партия? Это добровольное объединение граждан, группирующихся вокруг определенных идеологических или целевых интересов, не идущих вразрез, естественно, с требованиями закона и понятиями здравого смысла. Но при этом члены любой партии остаются теми же гражданами республики, на которых так же продолжает распространяться любое из конституционно закрепленных прав.

И какой логикой тогда можно объяснить стремление инициаторов поправок опосредованно ограничить право каждого гражданина быть избранным? Никакой, кроме той, что лежит в конъюнктурном стремлении тех партий, которые сейчас разделили верховную власть в государстве, создать искусственные барьеры на пути своих потенциальных конкурентов в следующей избирательной кампании.

А ведь в Конституции и на этот счет заложена предохранительная норма от возможных попыток злоупотребления властей своими полномочиями. И норма эта недвусмысленно разъясняет, что недискриминационными могут считаться лишь те ограничительные меры, которые, в свою очередь, опять-таки направлены на «обеспечение равных возможностей для различных социальных групп в соответствии с международными обязательствами».

Что равного и справедливого в том, что какие-то «умные» дяди, пользуясь своим служебным положением, сочиняют выгодные им законы только для того, чтобы помешать другим посоперничать с ними на следующих выборах? Народ ведь избрал их не для того, чтобы они обеспечивали себе гарантии переизбрания в Жогорку Кенеш махинаторским путем. Хотят переизбраться, пусть улучшают жизнь простого населения, и тогда люди и сами снова отдадут за них свои голоса – искренне и с удовольствием.

А так, то, что делают сейчас депутаты с этими поправками, можно назвать только приватизацией политического пространства и злоупотреблением властью, антиконституционными и антидемократическими выпадами, направленными на ограничение гражданских свобод. И остается лишь назвать главного инициатора изменений в закон о выборах – это лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев, что вызывает еще больше вопросов к предлагаемым нормам.

Об остальных нововведениях в избирательное законодательство мы еще поговорим буквально на днях, и подключим к дискуссии политиков, юристов и самих депутатов, включая самих авторов обсуждаемых редактур.

Ведь уже 11 июня разработчики поправок собираются вынести свои предложения на общественное обсуждение, и как сложится рассмотрение этого вопроса – неизвестно. И так часто случается: сначала люди относятся к возникающим угрозам нарушения их прав легко и беспечно, а потом кусают себе локти…

1 июня 2012 года.

Азамат Тынаев.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>