Исход Ридли Скотта: откуда, куда и зачем?

Сэр Ридли Скотт… Собственно, после 2003 года, когда прославленному английскому кинорежиссеру и продюсеру королевой Елизаветой II был пожалован рыцарский титул, этой короткой фразой можно ограничиваться во всех рецензиях, посвященных очередным новинкам великого мастера. От них всегда ждешь большего, чем в них есть, потому Ридли Скотт и снимает нечто большее, чем просто кино.

Ведь Скотт – не просто киношник, пусть даже увешанный всеми мыслимыми кинематографическими наградами и обласканный зрительской любовью. 77-летний Ридли – беспрекословный гуру и трендмейкер современной фильмовой индустрии. Не было бы его «Гладиатора», не было бы и «Трои» с «Александром». Речь идет о том, что именно Скотту было суждено возродить жанр пеплума – исторического кино, использующего античные и библейские сюжеты, когда в 1963 году после «Клеопатры» с Элизабет Тейлор казалось, что ничего лучше снять больше невозможно. Так же произошло и с «Царством небесным», ставшим ответом режиссера на языке кино на драматические события наступившего Миллениума – современные крестовые походы Запада против стран воинствующего ислама после 11 сентября 2001 года.

Вот и я отправился 1 января на самую ожидаемую премьеру года – «Исход: цари и боги» — в надежде увидеть то, что важно и интересно мне. Признаюсь, ради этого я обошелся в новогоднюю ночь лишь апельсиновым соком, чтобы смотреть ленту в состоянии полной адекватности, которая необходима даже самозванным кинокритикам типа меня. Первое нехорошее предчувствие появилось, когда увидел в руках работника «Ала-Тоо» 3D-очки, значит, нас ждет зрелищность, а зрелищность и содержательность – редкие спутники в кино. Но я все же не терял надежду, поскольку даже предельная батальность и костюмированность тех же «Гладиатора» и «Царства небесного» не помешала режиссеру наполнить те фильмы актуальными смыслами. Второе разочарование постигло меня сразу с началом демонстрации фильма, когда появились титры, что действие картины относит нас к 1300 году до Рождества Христова.

Фото Google

 

 

 

 

 

Сразу стало понятно, что Ридли Скотт будет придерживаться строгого буквализма ортодоксальных библейских исследователей. Но кинореконструкция никогда не будет такой же интересной, как сплав реальности и выдумки. Ведь библейское сказание об Исходе – возвращение евреев из египетского плена на Землю обетованную, само очень спорно с точки зрения историзма. Во-первых, археологи так и не нашли подтверждений столь масштабной эмиграции, а ведь если Скотт верит библейской хронологии, то он должен верить и статистике, по которой евреев к тому времени должно было быть не менее 400 тысяч. Да и Ханаан, куда повел соплеменников Моисей, к тому времени был еще под властью египетского фараона – так куда должны были бежать евреи?

А ведь Исход, если не заморачиваться как религиозными догматами, так и объективной фактографией – это мощная легенда, суть и подтексты которой имеют очень сильный духовный и философский заряд, это непреходящая пиар-история, которая никогда не исчерпает своего идеологического и пропагандистского потенциала. В этом смысле Исход – это не про евреев, а про всех нас. Это доказательство того, что как отдельные люди, так и целые народы всегда будут нуждаться в освобождении от рабства, в поиске своей «земли обетованной», и всегда перед ними будет стоять необходимость платы за свободу – 40-летнего блуждания по пустыне, ставшего символом испытания человеческой воли и понимания жертвы настоящим ради будущего.

Именно этот библейский мотив стал идеологической базой для английских религиозных диссидентов — протестантов-пуритан, договорившихся с британской короной о своем «исходе» в Америку, где они собирались построить «град на холме» — аллегорическое идеальное общество. Позднее американские аболиционисты использовали «освободительную» начинку предания об Исходе в качестве аргументации в их борьбе за отмену рабства и предоставления потомкам африканских невольников их исконной свободы.

Причем в США тех времен применение слова «исход» едва не стало буквальным – мало кто знает, что американские власти для искупления своей исторической вины выкупили в Западной Африке значительные территории, символично назвав новую страну Либерией – «Землей свободы», куда стали эвакуировать освобожденных рабов. Даже название либерийской столицы не случайно, ведь Монровия была названа в честь тогдашнего пятого президента США Джеймса Монро, при котором начался «исход» американских рабов на свою «землю обетованную».

И таких исторических примеров, когда предание об освобождении евреев расширялось намного больше своего библейского контекста и становилось инструментом политики, еще очень много. Вот поэтому и я, когда шел в кинотеатр, ждал не кинематографическое воспроизводство канонической трактовки одной из книг Торы, а авторского прочтения Ридли Скоттом космополитической, внерелигиозной начинки ветхозаветной легенды. Мне было нужно художническое переосмысление, мне нужны были философские подтексты, политические аллюзии на современность. Я надеялся, что сэр Ридли подскажет мне направление моего «исхода», что он воодушевит меня на борьбу с моим «египетским пленом».

Но в реальности мне за 190 сомов продали лишь красивую 3D-сказку, где больше думаешь не о скрытых смыслах – потому что в этом случае никто их тебе не дал, а как получше закрепить на носу неудобные трехмерные очки. Ну, я больше не буду оттягивать то, что должен был сказать – Ридли Скотт нас обманул. Почему так получилось? Мэтр просто постарел и утратил гибкость мозга? Он заранее испугался недовольства мусульманского мира? Кстати, интерес к фильму был ведь подогрет и запретом на показ в ряде исламских государств, хотя хорошо известно, что Моисей почитаем и как коранический пророк под именем Мусы, и его знают как собеседника Аллаха.

Или режиссера подвел литературный источник? Ведь после просмотра фильма лично я подумал, что, может быть, правильным был бы выбор другой части Пятикнижия — не «Исхода», а «Книги чисел», где повествуется о 40-летнем скитании народа по пустыне как наказании за слабость духа и неготовность к переменам. Ничего в этом не напоминает нас самих и Кыргызстан? Может, именно этой дидактики мне и не хватило в «Исходе», главное в котором – не жертвы ради свободы, а пассивная вера в чудесное избавление от рабства: вот пришел Моисей, зашугал фараона 10 казнями египетскими, потопил его войско в сомкнувшихся водах моря, и все это на халяву?

Неужели сам Скотт уже не способен на мощную трансляцию универсальных истин, как это было в «Царстве небесном», полном важных моральных посылов и мировоззренческих стандартов, которые нужны людям вне зависимости от того, кто они – христиане, мусульмане, буддисты, иудаисты или, как в моем случае, атеисты? Потому что одна из центральных цитат фильма понятна всем: «Церковь – это дело рук людских. При слове «церковь» я вижу толпы фанатиков, рьяно рвущихся исполнять божью волю. А в глазах убийц слишком много религии. Святость – она в твоих делах. В защите тех, кто не может за себя постоять. И в милости, что господь являет. Святость в голове и в сердце, и от твоих решений зависит, благочестив ты или нет». Ну или еще цитата покороче, если вы не поняли первую: «Какой прок от человека, если он не делает мир лучше?».

Фото Google

 

 

 

 

 

 

А вот в «Исходе: цари и боги» (обратите еще раз внимание на название фильма!) вообще непонятно, зачем нужен человек, когда все самое важное за него решают боги и цари. Не случайно и персонаж Кристиана Бейла (опять обратите внимание на имя актера) статичен и малоинициативен, а присутствие в картине обычно великолепно играющего Бена Кингсли, уже исполнявшего роль Моисея-освободителя в более ранней постановке Роджера Янга, вообще выглядит неуместной киношуткой Скотта. В итоге мы получили ленту стоимостью в 140 миллионов долларов, начисто лишенную сверхидеи. И как это не похоже на режиссера, который в одном из своих прежних фильмов устами одного из героев донес нам ценную истину: «Покоряться от нас требуют лишь пророки, а господь говорит, что люди сами должны решать».

Но при всем при этом не считайте мою рецензию критической. Ведь в конце концов завышенные ожидания – это сугубо личная проблема каждого из нас, и не нам судить, не станет ли и этот фильм через какое-то время культовым. Хотя нет, кого я обманываю – все-таки «Исход» вряд ли повторит успех «Чужого», «Белого шквала», «Тельмы и Луизы» «Гангстера», «Совокупности лжи» и других прекрасных картин сэра Ридли. Но вы ведь не забыли: «Люди сами должны решать», поэтому пусть этот отзыв пробудит, наоборот, спортивный интерес разобраться во всем самим и дать фильму собственную оценку.

Тем более, что «Исход: цари и боги» содержит в себе очень увлекательную интригу: Скотт взялся за продюсирование еще одной исторической ленты. На этот раз экранизации будет подвергнута библейская история об израильском царе Давиде (мусульманский аналог – Дауд), ставшего образом справедливого, идеального правителя. Останется ли Скотт только продюсером, или возьмется и за режиссуру будущей картины, кинобоссами «20th Century Fox» еще не решено. Но у меня есть смутная надежда, что все-таки мастер еще раскроет в нелинейном продолжении своей новой киносаги ответы на вопросы, возникшие сейчас. Будем ждать премьеры…

Азамат ТЫНАЕВ.

 

 

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>