В связке «НПО-СМИ-донор» каждая сторона преследует свой интерес, а крайним остается рядовой журналист. НПО дает ему новость для материал, он его создает, а редакция может отказать, сославшись на рекламу, которую не оплатили.
На своем опыте работы в журналистике и сотрудничестве с общественными организациями не раз сталкивалась с проблемой взаимодействия НПО, международных организаций и средств массовой информации.
Как правило, международная организация выделяет гранты местным НПО на проведение каких-то мероприятий, например, информационной кампании по противодействию торговли людьми. НПО выпускает печатную и/или электронную информационную продукцию, оплачивает услуги юриста и исполнителей мини-проекта. Для отчетности нужен один пункт — освещение в СМИ, звонят знакомым журналистам и приглашают на мероприятие.
Что освещать: раздачу буклетов и разовые встречи с молодежью, где им кратко расскажут о рисках и посоветуют использовать путь легальной миграции? Допустим, журналист придет на это мероприятие, сделает фотографии, снимет короткое видео и напишет небольшой текст. Вот тут возникает проблема: а примет ли редакция этот материал и позволит ли ему «выйти в эфир»?
На практике редакторы отвечают: «Если это НПО реализует проект, то ему надо было заранее побеспокоиться о каналах распространения информации и заложить средства на оплату выхода материала в нашем СМИ. Если они не оплатят, материал не выйдет, это же реклама».
Да, рекламная составляющая есть, ведь сотрудники НПО просят журналистов указать название фонда, проекта и обязательно донора! А после выхода материала «не забудьте скинуть ссылочку».
Были примеры, когда труд журналиста пропадал впустую: он тратил время и свои ресурсы на создание материала, а редакция не брала материал — «это реклама НПО и его донора».
Много лет НПО обучают навыкам ведения коммуникаций с СМИ, но каждый раз звучит фраза: «Бюджет проекта небольшой, денег на СМИ не хватило». Но ссылки-то им все равно нужны.
Здесь есть еще один момент: редко какое НПО может противостоять требованиям отчетности доноров о количестве собранных ссылок на вышедшие материалы, в которых должны быть упоминания о фондах, донорах и проектах. НПО рады тому, что получили грант, ведь грантов мало, а желающих на них много, например, в стране около 40 неправительственных организаций, занимающихся вопросами миграции.
На момент получения гранта им не до ссылок, проблема всплывает лишь потом — в ходе реализации или, еще хуже, в период сдачи итогового отчета. Получается, НПО изначально не закладывают в бюджет расходы на взаимодействие с СМИ. Сами виноваты?
Бывает другой вариант: журналист сообщает НПО, что сделает материал по поднимаемой проблеме, без указания фонда, проекта и донора. Иногда НПО вынуждено согласиться на такое обстоятельство. Но и это не всегда получается, редакторы на страже — ни одна неоплаченная реклама не пройдет незаметно. Или мероприятие оказалось проходным, «для галочки», как говориться, соответственно такой же текст.
Когда доноры слышат о таких сложностях между НПО и СМИ, они оправдываются, что сами являются грантополучателями другой, еще более значимой организации, от которой исходит требование ссылок по освещению.
НПО и донорам давно пора пересмотреть внутренние схемы взаимодействия, чтобы журналист не оставался крайним со своей зависимостью с одной стороны от новостных поводов, с другой — от требований редакции. Были предложения: «Если донор выдает грант НПО, то почему бы ему не выдать грант СМИ?».
Цель у всех одна — содействие улучшению жизни граждан, но она как бы выпадает из этого треугольника борьбы за ресурсы.
Сахира НАЗАРОВА.
От редакции: автор статьи-комментария планирует написать расширенный материал о партнерстве СМИ, НПО и донорских организаций в информационном освещении проектов и создании ими лучшей политики по управлению медийным компонентом проектной деятельности.
Фото сайта President.kg
Обсуждения