Итоги выборов мэров двух столиц официально признаны Центральной избирательной комиссией, и новые градоначальники получили бразды правления в свои руки. Если в Бишкеке результаты выборов были предсказуемы и не вызвали особого всплеска эмоций, то в Оше они обозначились явным противостоянием двух мнений, которое еще долгое время будет о себе давать знать. Факт того, что бывшие чиновники мэрии в массовом порядке написали заявления о собственном увольнении, красноречиво говорит о многом.
Приверженцы первого мнения, которых подавляющее большинство и которые прочили прежнему мэру уже и скорое президентское кресло, утверждают о противоправных действиях центральных властей. Приверженцы же второго мнения говорят о своих надеждах, что в Оше навсегда уйдет жизнь по криминальным понятиям и наконец-то заработают законы Кыргызской Республики.
Феномен Мырзакматова
После апрельского кризиса власти 2010 года, и вслед за ним разыгравшихся июньских событий, в политическом пространстве страны появляется фигура ставленника клана Бакиевых. Примечательно, что после июньской трагедии зарубежные дипломаты заговорили об афганизации и об управлении страной полевыми командирами. Бывший мэр Оша, искусно разогревая националистические и иждивенческие настроения местного населения, занимался не только хозяйственными делами в отсталом во всех отношениях городе, но и собственным мифотворчеством, которое, в конце концов, вылилось в словосочетание «хан Оша».
Но следует признать, что прежний ошский градоначальник действовал в той мере, в которой позволял действовать ему официальный Бишкек в силу своей слабости и отсутствия авторитета. Если помним, то с 2010 года со стороны Бишкека предпринимались неоднократные, но слабые попытки его устранения с поста мэра. И с каждой такой попыткой Мырзакматов в собственных глазах и среди местного населения становился всесильным, и этаким «властителем судеб».
В реальности же все оставалось по-прежнему – расцвет коррупции и беззаконие, которые упорно не видели как местные власти, так и СМИ.
После того, как исполняющего обязанности мэра отстранили от власти, началось открытое противостояние между «ханом» и центральной властью. А после полудня 15 января кандидат на пост мэра перед своими сторонниками не признал итоги выборов и обещал им вернуться весной, а партия «Улуттар Биримдиги» объявила о своих намерениях выйти на республиканский уровень.
Надежды остаются надеждами
Многие в Оше надеются, что кризис власти, длившийся в городе с апреля 2010 года, закончился. Теперь все зависит от официального Бишкека, будут ли в дальнейшем власти источником конфликтов, или Ош заживет долгожданной созидательной жизнью. А поводов для беспокойства – масса.
Многие признают, что последние выборы не принесли самого главного – народовластия, а сам процесс выборов вызвал в умах населения эффект очередного конфликта. В связи с выборами далекие от политики люди задают вопрос, на который никто не может или не хочет дать ясный вразумительный ответ: «До каких пор во власть будут лезть и прорываться толстосумы, для которых власть, а не интересы рядовых граждан — основная цель?».
Недовольные итогами выборов и в Бишкеке, и в Оше почти хором заговорили о прямых выборах градоначальников, хотя они же осознают, что подобные выборы приведут к еще большему хаосу.
Но позитив от последних выборов все-таки есть. Это установление заслона центробежным силам местных элит. А насколько этот заслон прочен, покажут последующие электоральные процессы.
Эркин Кадырбеков, Ош.
Обсуждения