«Ричард III» — жажда власти не будет безнаказанной

В последний день лета, на 26 годовщину независимости Кыргызстана, в Оше было множество интересных мероприятий, из которых я предпочла премьеру «Ричарда III» в постановке Юлдаша Джурабаева в Государственном Академическом узбекском музыкально-драматическом театре имени Бабура.

Вход на спектакль был свободный, зал полупустой. В назначенное время погас свет, раздалась громкая барабанная дробь, набирающая силу и темп, и в свете софитов на сцене и среди зрителей появились люди в современных черных одеждах, в руках они держали бокалы с напитками, сигареты. На подмостках клубился дым, люди в черном ритмично двигались под оглушительную музыку, зрителей слепило от ярких вспышек света. На сцене стояла фигура в белом мешке, пытавшаяся освободиться из него. Перфоманс длился пару минут, потом все стихло, сцена опустела. Спектакль начался с выхода и монолога главного действующего лица — герцога Глостерского, позже короля Ричарда III.

С первых слов актер заворожил своей игрой, его дикция и жесты были отточены, ничего лишнего, с этих минут и до конца спектакля, который продолжался более двух часов, он мастерски владел аудиторией. Зрители смеялись его шуткам, сопереживали вместе с ним, страдали, когда страдал он. В пьесе главный герой представлен в виде немолодого мужчины с горбом, хромого на одну ногу:

Я, у кого ни роста, ни осанки,
Кому взамен мошенница природа
Всучила хромоту и кривобокость;

Помня о том, что реальный Ричард III скончался в возрасте 32 лет, а по меркам средневековья это почтенный возраст, значит, 57-летний актер Алымкул Исаков вполне отвечал историческим требованиям. Хотя искусство и не обязано быть достоверным.

Иногда казалось, что он переигрывал, но безусловно, он был главный и он это оправдал. В сравнении с ним молодые актеры запомнились слабыми не поставленными голосами, неубедительной игрой, но и они проявили старание, не позволили себе ничего лишнего — ни жеста, ни взгляда. Именитые артисты театра имени Бабура достойно играли свои роли, лишь изредка чувствовался излишний трагизм, надрывность, но это театр, здесь это нормальное явление, остальное дело вкуса и личных ощущений каждого зрителя.

В своем произведении Шекспир представил образ Ричарда III человеком с физическими недостатками в виде горба и хромоты, законченным злодеем — детоубийцей, коварным интриганом, обольстителем, амбициозным, рвущимся к власти хитрецом, а также отличным воином. В ошской интерпретации были опущены военные сцены (видимо, возможности), король не проявил себя как храбрый воин и военачальник. Упор был сделан на путь к заветной короне и трону. Очень яркая сцена, когда, Ричард берет в руки долгожданную корону и медленно надевает на свою лишенную волос голову. Это — мгновенное преображение личности, он словно становится выше ростом, плечи расправляются, он садится на трон уже другим человеком, в его глазах появляются важность и значимость, слова и жесты надменны, на лице благостная улыбка. Он добился своего, но какова цена его прихода к власти, каково наказание?

Одна из удачных сцен — финальная, когда к Ричарду являются призраки убитых им людей. В темноте из зала на сцену вышли герои, держа в руках зажженные небольшие свечи (вопрос пожаробезопасности), окружили спящего короля и каждый напоминал ему о злодеяниях:

Свинцом тебе на грудь мы ляжем, Ричард,
Утопим в бездне гибели и срама.
Тебе за нас — отчаянье и смерть!

Затем был монолог Ричарда (он исполнялся на кыргызском языке в переводе Ж. Иманкулова), в котором он бредил, путая сон и явь, просил совесть не беспокоить его:

У совести есть сотни языков,
У каждого из них есть сотни былей,
И каждая твердит мне: «Ты злодей!»
Да, я клятвопреступник — самый черный,
Да, я убийца — самый, самый страшный,
И все мои ужасные грехи,
Столпившись пред судьею, вопиют:
«Виновен, да, виновен!» Нет спасенья!
Нет никого, кто бы любил меня!
Умру — кто пожалеет обо мне?
И как жалеть, когда я сам к себе
Не чувствую и тени сожаленья?

В оригинале драмы король погибает в бою от меча Ричмонда, но в местной постановке он в финале беспорядочно движется от одного «призрака» к другому, потом сцена озаряется красным светом, и Ричард III падает замертво.

Актрисы любят играть трагедии, здесь можно позволить себе и надрывный голос, и глаза, полные горьких слез. В спектакле такой игрой запомнились образы королевы Елизаветы (актриса Хаятхан Мадрахимова), королевы Йорка, матери двух братьев-королей (Лайло Исакова), леди Анны, вдовы Эдуарда Вестминстерского, позже жены Ричарда III (Одина Аббасова). И все-таки возрастное соответствие исторических персонажей и актеров вызывает удивление, согласно истории, когда вдова Анна вышла замуж на Ричарда, ей было 16 лет, ему 20. Они прожили в браке тринадцать лет, королева умерла в 1485 году в возрасте 29 лет от туберкулеза. В день ее смерти было солнечное затмение, которое сочли дурным знаком для королевской семьи. Через пять месяцев после смерти жены Ричард III погиб в бою.

Воссоздание исторических событий на современной сцене требует решения вопросов с костюмами актеров: нужно ли придерживаться моды тех лет или следует выбрать менее затратный путь минимализма, чтобы не отвлекать зрителей яркими деталями. Видимо, в этом случае был выбран второй путь, все актеры были одеты в черно-белой цветовой гамме, лишь на одном был оранжевый галстук, а у королевы Йоркской зеленая шляпка. В первой половине спектакля главный герой был одет в кожаный жилет с металлическими цепями, которые поддерживали его правую больную руку, жилет был украшен металлическими шипами (словно вещь взяли у крутого байкера-металлиста).

Образ дополняли черные брюки, черные высокие сапоги, на поясе висел кинжал. Поверх жилета на плечи была накинута серая шинель (образ военачальника). Затем он облачился в обычную белую рубашку и темный современного кроя пиджак. Женщины были в черных платьях, у одной оно было отделано белым воротником и белыми кружевными манжетами. Скромно, просто, со вкусом. Известно, что в октябре-ноябре актерская труппа из 11-ти человек с этой постановкой поедет на гастроли в Лондон, и хотелось бы, чтобы к этому времени у актеров были более интересные и достойные костюмы.

Сцена была оборудована просто — с потолка свисали белые узкие полотна тканей, к которым были прикреплены белые веревки. На сцену выкатывали на колесах серый деревянный трон. По бокам сцены стояли металлические конструкции с лестницами. Стоит отметить своевременное использование дыма, правильное освещение и музыкальное сопровождение. Все вместе создавало незабываемую по ощущениям атмосферу драмы. Временами зрители впадали в оцепенение, словно выпадали из времени и реальности, настолько все было гармонично, сильно.

2017 год — Год нравственности, воспитания и культуры, с целью объединения разных культур на сцене актеры говорили на четырех языках: кыргызском, узбекском, изредка на русском и несколько фраз на английском (над произношением которого желательно еще поработать). Подобное решение вызвало похвалу зрителей, которые, как правило, не испытывали трудностей с пониманием, а если что-то было непонятно, то профессиональная игра актеров помогала пониманию сути трагедии.

После занавеса аплодисменты долго не стихали, зрители выражали восторг, восхищение, уважение к великому труду актеров и всех, кто причастен к созданию спектакля. Было много цветов и слов благодарности. Вышедшие на сцену режиссер Юлдаш Джурабаев, гостья из Великобритании режиссер Сара Бержер, общественный деятель Султан Раев и другие поделились впечатлениями о постановке. Раев назвал постановку «синтез-спектаклем», отметил, что первый совместный опыт сотрудничества Кыргызстана и Великобритании получился удачным, на высоком уровне.

Весной следующего года в столичном театре планируется работа над спектаклем «Макбет» с участием Юлдаша Джурабаева. Сара Бержер отметила профессионализм ошских актеров: «Я была поражена мастерством актером, столько страсти, отдачи. Для меня большая честь находиться на одной сцене с такими замечательными артистами, спасибо за представление!». Юлдаш Джурабаев добавил, что где бы человек не находился, его тянет в родные края. Он добавил, что постановка посвящена 25-летию дипломатических отношений между Кыргызстаном и Соединенным Королевством.

Роль короля Ричарда III, герцога Глостерского сыграл заслуженный артист Кыргызской Республики, отличник культуры, актер драматического театра имени С. Ибраимова Алымкул Исаков. 

Герцога Кларенса сыграл Набиджан Мамаджанов, заслуженный артист КР. 

Королеву Йорка, мать короля Эдуарда IV, герцога Кларенса и Ричарда III сыграла Лайло Исакова. 

Королеву Елизавету, жену короля Эдуарда IV сыграла артистка, отличник культуры Хаятхан Мадрахимова.

Герцога Бегингемского сыграл заслуженный артист КР Махмуджон Рахматов.

Леди Анну сыграла артистка, отличник культуры Одина Аббасова.

Маргариту сыграла артистка, отличник образования Хайтхан Мадрахимова.

В остальных ролях были заняты Бахтиер Хурбаев, Оксана Телегина, Илхом Маматахунов, Екутой Шарапова.

Режиссер-постановщик Юлдаш Джурабаев, Великобритания.

Музыкальное сопровождение Игорь Вудс, Кодо (Великобритания, Япония).

Продюсеры: Дильмурат Ишанов (Кыргызстан), Джозеф Сандерс (Великобритания).

Впечатлениями поделилась Сахира НАЗАРОВА.

Фото автора.

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>