Философия хендмейда

Аида Балтабаева знает, как совместить работу над диссертациями с созданием вещей ручной работы.

Профессор, доктор философии, декан с 15-летним опытом руководства факультетом Аида Балтабаева из Оша создает эксклюзивные авторские сумки для женщин. Ее работы были представлены на недавней выставке женского форума «Курак» в Ошском областном музее ИЗО, приуроченной к Всемирному дню женского предпринимательства.

В 1971 году за пару месяцев до рождения Аиды ее бабушка Тиленкыз завершила работу над туштуком (панно в национальном стиле с разными видами отделки). Бабушка еще не знала, кто родится: мальчик или девочка, но заранее готовила подарок. На его изготовление ушло несколько месяцев. Так Аида после рождения получила в наследство рукотворный подарок от бабушки, который бережно хранит до сих пор.

Аида жила в доме бабушки и дедушки до 16 лет в Таш-Кумыре Аксыйского района Джалал- Абадской области.

«Пока дедушка работал, бабушка подрабатывала рукоделием, она вязала, шила, вышивала. Ей заказывали приданое для невест. Шила вручную или на старой механической швейной машинке. За расходными материалами и фурнитурой ездила на базар в соседнюю республику в Наманган. В то время особого выбора не было, обходились тем, что есть. Не пользовалась лекалами, все на глаз и ее орнаменты отличаются точностью. Она гармонично сочеталась цвета. Пока она шила, я сидела рядом и училась рукоделию. Бабушка говорила: если в руки иголку не возьмет, тебя никто замуж не возьмет. Нас в школе на уроках труда хорошо обучали шитью и крою. Кроме меня еще две ее внучки профессионально занимаются декоративно-прикладным искусством, в том числе и для заработка».

Аида вспоминает, что брат бабушки тоже был хорошим ремесленником, хотя имел инвалидность и не мог самостоятельно передвигаться.

Аида понимает, что жизнь бабушки не была легкой и простой, она много трудилась, вместе с дедушкой они воспитали четверых детей. Имея всего 4 класса образования, рукоделие было для нее отдушиной, самовыражением. Она была спокойная, терпеливая, трудолюбивая. Тиленкыз прожила 74 года. Ее работы до сих пор хорошо сохранились, один из туштуков был представлен на недавней выставке в Оше.

Эту выставку организовали две женщины: преподаватель, дизайнер, член Союза художников Кыргызстана Кимия Торогельдиева и профессор, доктор философии Аида Балтабаева. Кимия представила работы в технике лоскутного мастерства в виде панно, картин. Часть работ выполнены с помощью студентов. Аида представила панно своей бабушки и дизайнерские женские сумки.

Это их вторая совместная выставка, первая была в конце октября в музее имени Г. Айтиева в Бишкеке. «Выставка в  столичном музее прошла успешно, удивило, что ее посетили много иностранных туристов. Часть сумок была распродана и для ошской выставки пришлось срочно шить новые». Всего на ошской выставке, завершившейся 10 декабря, было представлено 56 сумок разных размеров и моделей.

«Почему именно сумки? У нас с мужем двое детей, для дочери я сама сшила приданое и после этого остались обрезки тканей и фурнитура. Так я решила создавать сумки и занимаюсь этим уже три года. Первая сумка была для личного пользования, знакомым очень понравилось и они стали просить сшить еще для них. На изготовление одной сумки уходит день. К сожалению, у меня нет профессионального образования оборудования для пошива сумок, работы с фурнитурой. Пользуюсь подручными средствами. Заранее не знаю, какая модель получится, все происходит спонтанно, по наитию от души. Родные говорят, нравится им модель или не очень. Мне нравится заниматься рукоделием. Возможно нужно думать о создании своего бренда и продвижении на рынке».

Выставка была организована без спонсорской помощи на средства авторов работ. «Идея выставки возникла летом этого года. Вместе с Кимией выстроили концепцию выставки, которая заключается в единении народов Центральной Азии, укреплении мира и стабильности».

Эта идея является основной в научной деятельности Аиды Балтабаевой. После получения высшего образования на историческом факультете, она поступила в аспирантуру института философии в Академии наук в Бишкеке. В обеих диссертациях раскрыла теорию межэтнических отношений региона. «Трудная тема, особенно после трагических событий. Укреплению отношений способствуют культурные мероприятия, в том числе декоративно-прикладное искусство. У нас одни корни, общая культура, схожие языки. В творчестве это проявляется в схожести орнаментов. Восток у нас в генах». Таким образом Аида совместила интеллектуальную научную деятельность и декоративно-прикладное мастерство. Аида уверена, что концепция выставки полностью реализована.

Сахира НАЗАРОВА.

Фото автора.

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>